ka_o (ka_o) wrote,
ka_o
ka_o

Categories:

Тынянов и классицизм (r_l и не только ему)

(В развитие одной реплики)

R_L приводит сходные между собой тыняновские характеристики Тютчева и Мандельштама. Это сближение, кажется, есть результат тыняновской скрытой рефлексии над с термином, который он намеренно не употреблял, но не мог игнорировать - "классицизм". Оппозицию "классического" и "романтического" Тынянов упразднил в начале "Архаистов и Пушкина" (и этот ход принципиален для его научной программы), но круг феноменов, связывавшийся в науке/критике начала 1920-х гг. со словом "классицизм" продолжал провоцировать его рефлексию.
Можно указать на два аспекта этой темы -- общий и частный. Общий связан с импликациями базовой типологической оппозиции. В статье "О поэзии классической и романтической" (1920) Жирмунский так определяет "классическую" поэзию: "Классический поэт принимает в расчет лишь свойства материала, которым пользуется, и тот художественный закон, по которому расположен этот материал. Момент субъективный при этом в рассмотрение не входит: какое нам дело до "личности" и "психологии" зодчего, когда мы смотрим на созданное им прекрасное здание?"
Эти формулировки, напечатанные в момент бурного роста Тынянова-ученого, по всей видимости, оказали на него большее воздействие, чем он когда-либо мог признать. С одной стороны, они резюмировали близкий Тынянову антипсихологический взгляд на искусство, с другой -- прокладывали пути для приложения шкловских идей о "материале" и "приеме" к классической поэтической традиции. Поэтому "архаическая школа" оказывается у Тынянова центральным поэтическим направлением: она правильно, по-формалистски, понимает суть дела. "Ода как ораторский жанр" (опубл. 1927; авторская датировка - 1922) начинается с обоснования термина "установка" ("художественного закона" по Жирмунскому?), а концепцию оды Тынянов строит на той предпосылке, что все законы словесной конструкции были Ломоносовым верно отрефлектипрованны и сформулированны в "Риторике" (Пумпянскому, например, эта предпосылка кажется абсурдной). Наконец, сближая с Ломоносовым Хлебникова, Тынянов говорит о нем в "Промежутке": "он осознал стих как строй <...> Он все же в первую голову поэт-теоретик. На первый план в его стихах выступает обнаженная конструкция. Он - поэт принципиальный".
Теперь более частный аспект. Словом "классицизм" обозначались в 1920-х гг. актуальные литературные явления, среди них не в последнюю очередь акмеизм (в этой связи см. статью Ф. Дзядко в НЛО № 55) и лично Мандельштам. В 1921 г. Жирмунский называет свою рецензию на "Tristia" "На путях к классицизму", повторяя тезис из "Преодолевших символизм": "есть возможность сближения молодой поэзии <...> c четким и сознательным искусством французского классицизма". От характеристик Мандельштама у Жирмунского лежит прямой путь к характеристикам Ломоносова в "Оде как ораторском жанре"; ср. в этой самой рецензии: "за внешней сдержанностью поэта классического стиля какая фантастическая неожиданность <...> Мандельштам любит соединять в форме метафоры или сравнения самые отдаленные друг от друга ряды понятий". По-видимому, эта точка сопряжения представлялась Тынянову неромантическим ("догматическим") аналогом "романтического фрагмента" (о котором много говорит Жирмунский); тезис о "фрагментарности" Тютчева и Мандельштама достраивается до теории на материале оды: "У Ломоносова богатство каждой стиховой группы, строфы отвлекает от схематического костяка "логического" построения <...> Начало наибольшего воздействия в каждый данный миг побеждает в лирике Ломоносова, и вот почему: чем сильнее осознавалось витийственое назначение стиха, чем более стих осознавался как произносимый, тем большее значение получал сукцессивный, задерживающий момент, ценность каждой строфы, каждой стиховой группы самих по себе".
Subscribe

  • Ср.

    "Власть отвратительна, как руки брадобрея" -- "его [племени] правитель не только не знатного, но даже низкого происхождения; отец его был…

  • (no subject)

    Переписка А. И. Тургенева с Жуковским, 1802-1829, с приложением писем Тургенева к Карамзину и К. Я. Булгакову за 1825-1826 г.…

  • Несчастье

    Originally posted by _niece at Несчастье Дорогие мои, у нас беда, большая беда. Вот первая новость, и еще, наверное будут - НТВ мне в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments